Когнитивное старение — это естественный процесс ухудшения функций мозга с возрастом, который проявляется в снижении скорости обработки информации, ухудшении памяти, внимания, мышления, речи и других когнитивных способностей. На физическом уровне оно связано с возрастными изменениями мозговых структур, однако скорость старения мозга сильно варьируется и зависит от индивидуального когнитивного резерва, который формируется под влиянием образа жизни, питания, физической активности, образования и других факторов.
Когнитивные изменения, происходящие в процессе старения, хорошо изучены. Некоторые когнитивные способности, такие как словарный запас, устойчивы к старению мозга и могут даже улучшаться с возрастом, но другие функции, такие как концептуализация, память и скорость обработки информации, постепенно снижаются. Существует значительная гетерогенность среди пожилых людей по скорости снижения некоторых способностей, особенно таких, как показатели восприятия и скорость обработки информации.
Скорость обработки информации отражает темпы выполнения познавательных действий, а также двигательных реакций. Эти способности начинают снижаться на третьем десятилетии жизни, и этот процесс неуклонно прогрессирует. Многие изменения когнитивных функций, наблюдаемые у пожилых лиц, являются результатом замедления скорости обработки информации. Это «замедление» может отрицательно повлиять на выполнение многих нейропсихологических тестов, разработанных для оценки других когнитивных функций (например, беглости речи), т. е. снижение скорости обработки информации может иметь последствия для функционирования различных когнитивных доменов.
Внимание относится к способности сосредоточиться на конкретных стимулах. Простая слуховая концентрация внимания (также известная как непосредственная память), которая оценивается, например, повторением последовательности цифр, показывает лишь незначительное снижение в позднем возрасте. Более заметное влияние возраста наблюдается при выполнении более сложных задач на внимание, таких как избирательное и разделенное внимание. Избирательное внимание — это способность сосредоточиться на конкретной информации в окружающей среде, игнорируя при этом несущественную информацию. Селективное внимание важно для таких задач, как разговор в шумной обстановке или вождение автомобиля. Разделенное внимание — это способность сосредоточиться на нескольких задачах одновременно, таких как разговор по телефону во время приготовления еды. Пожилые люди также хуже, чем молодые, выполняют задачи, связанные с рабочей памятью, что означает способность мгновенно удерживать информацию в памяти, одновременно манипулируя ею.
Память — одна из самых значимых функций, и жалобы на ее нарушения являются самыми распространенными среди пожилых людей. Возрастные изменения памяти могут быть связаны с замедленной скоростью обработки информации, снижением способности игнорировать нерелевантную информацию или использовать компенсаторные стратегии для улучшения обучаемости и воспроизведения. Причем различные составляющие собственно памяти в процессе старения подвергаются различным типам изменений.
Речь является одной из наиболее сложных когнитивных функций. Общие речевые способности остаются неизменными при старении. Словарный запас стабилен и даже может улучшаться с течением времени. Однако это не касается способности визуального сличения и наименования объектов, эта функция остается стабильной примерно до 70 лет, а затем снижается в последующие годы. То же касается владения устной речью, т. е. способности выполнять поиск слов и генерировать их в определенный промежуток времени, что заметно ухудшается с возрастом.
Зрительные способности и конструирование предполагают возможности восприятия пространства в двух и трех измерениях. Навыки визуального конструирования, которые включают в себя способность соединять отдельные детали в единое целое, со временем снижаются. Однако в целом визуально-пространственные способности, т. е. восприятие и способность распознавать знакомые объекты, оценивать физическое расположение объектов как по отдельности, так и по отношению друг к другу, остаются длительно неизменными.
Исполнительные функции, которые позволяют человеку осуществлять успешную, независимую, целенаправленную деятельность оптимальным для него образом, включают в себя широкий спектр когнитивных функций, таких как способность самоконтроля, планирования, организации действий, рассуждения, а также умственной гибкости и решения проблем. Исследования показали, что формирование концепции, абстракция и гибкость ума снижаются с возрастом, особенно после 70 лет, поскольку пожилые люди склонны мыслить более конкретно, чем молодые. Старение также отрицательно влияет на торможение реакций, т. е. способность подавлять автоматический ответ в пользу создания новой формы реагирования
Значение образа жизни для поддержания когнитивного здоровья
Чтобы в преклонном возрасте сохранять ясность ума, важно комплексно воздействовать на факторы, укрепляющие нервную систему. Основные рекомендации:
- Сбалансированное питание. Рацион, включающий рыбу, оливковое масло, орехи, свежие овощи и фрукты, обеспечивает организм незаменимыми кислотами омега-3, витаминами и антиоксидантами, защищающими нейроны от повреждений.
- Регулярная физическая активность. Умеренные аэробные нагрузки, такие как ходьба, плавание или йога, улучшают кровоснабжение, стимулируют выделение факторов роста нейронов (BDNF), повышают настроение и снижают уровень стресса.
- Контроль уровня стресса. Практики релаксации (медитация, дыхательные упражнения, массаж) и психотерапия способствуют нормализации гормонального фона.
- Социальная активность. Постоянное взаимодействие с окружающими, общение, участие в коллективных проектах и волонтерской деятельности стимулируют мозг и поддерживают когнитивную сферу.
- Когнитивные тренировки. Чтение книг, решение кроссвордов, судоку, изучение иностранных языков, музыкальные упражнения – все это формы интеллектуальной нагрузки, сохраняющие функциональность нейронных сетей.
Правильно комбинируя эти элементы, можно замедлить возрастные изменения в мозге и повысить общий уровень умственных возможностей.
Татьяна Сергеевна Валюк, психолог ж/к ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно»