Международный день слуха – это возможность обратить внимание на свое здоровье, а также помочь тем людям, которые уже борются с нарушениями слуха.
Причины потери слуха и глухоты
Хотя люди могут подвергаться влиянию перечисленных ниже факторов на разных этапах жизненного цикла, они наиболее восприимчивы к их воздействию в критические периоды жизни.
Предродовой период
• Генетические факторы, включая как врожденные, так и приобретенные причины потери слуха.
• Внутриутробные инфекции, такие как краснуха и цитомегаловирусная инфекция.
Перинатальный период
• Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов).
• Гипербилирубинемия (тяжелая форма желтухи в неонатальный период).
• Низкий вес при рождении.
• Другие перинатальные осложнения и их лечение.
Детский и подростковый возраст
• Хроническое воспаление среднего уха (хронический гнойный средний отит).
• Скопление жидкости в ухе (хронический негнойный средний отит).
• Менингит и другие инфекционные заболевания.
Взрослый и пожилой возраст
• Хронические заболевания.
• Курение.
• Отосклероз.
• Возрастная сенсоневральная дегенерация.
• Внезапная сенсоневральная потеря слуха.
Факторы, воздействующие на протяжении всей жизни
• Серная пробка (блокирование слухового прохода ушной серой).
• Травма уха или головы.
• Чрезмерный шум/громкие звуки.
• Ототоксичные лекарственные препараты.
• Ототоксичные химические вещества, связанные с работой.
• Недостаточность питания.
• Вирусные инфекции и другие болезни уха.
• Прогрессирующая наследственная потеря слуха с поздним началом.
К чему приводит потеря слуха, если не принимаются необходимые меры
Если не принимаются необходимые меры, потеря слуха может повлиять на множество аспектов жизни человека:
• общение и речь;
• когнитивные функции;
• социальная изоляция, одиночество и стигматизация;
• социально-экономические последствия;
• годы, прожитые с инвалидностью, и количество лет жизни, скорректированных с учетом инвалидности;
• образование и занятость: в развивающихся странах дети, страдающие от потери слуха и глухоты, редко получают какое-либо образование. Среди взрослых людей, страдающих от потери слуха, отмечается гораздо более высокий уровень безработицы. Среди работающих людей с потерей слуха по сравнению с основной массой работающего населения выше доля занятых менее квалифицированной работой.
Профилактика
К числу эффективных мер, направленных на сокращение количества случаев потери слуха на разных стадиях жизни человека, относятся следующие:
• иммунизация;
• эффективная охрана здоровья матери и ребенка;
• генетическое консультирование;
• выявление и ведение наиболее распространенных болезней уха;
• программы защиты слуха от воздействия шума и химических веществ на производстве;
• стратегии пропаганды безопасного прослушивания с целью уменьшения воздействия громких звуков во время развлекательных мероприятий;
• правильное применение лекарственных средств для предотвращения потери слуха под воздействием ототоксичных лекарственных средств.
Выявление и оказание помощи
Раннее выявление потери слуха и заболеваний уха имеет решающее значение для эффективного оказания помощи пациентам. Для этого необходим систематический скрининг для выявления заболеваний органов слуха и связанных с ними нарушений слухового восприятия в группах наибольшего риска. К ним относятся:
• новорожденные и грудные дети;
• дети дошкольного и школьного возраста;
• люди, подвергающиеся воздействию шума или химических веществ на работе;
• люди, принимающие ототоксичные лекарственные препараты;
• люди пожилого возраста.
Методы реабилитации при потере слуха
Реабилитация помогает людям, страдающим потерей слуха, функционировать на оптимальном уровне, т. е. обрести максимально возможную самостоятельность в повседневной деятельности. В частности, благодаря реабилитации они могут учиться, работать, организовывать свой досуг и выполнять значимые функции, в том числе семейные и общественные, на протяжении всей жизни. Методы реабилитации людей с потерей слуха включают:
• предоставление технических средств коррекции слуха (в частности, слуховых аппаратов, кохлеарных имплантатов и имплантатов среднего уха) и обучение их использованию;
• речевая и языковая терапия для улучшения навыков восприятия и развития коммуникативных и языковых способностей;
• обучение использованию языка жестов и других способов сенсорного замещения (таких как чтение по губам, письмо на ладони, метод тадома, общение жестами);
• предоставление ассистивных слуховых технологий и услуг (таких как частотная модуляция и системы с обратной связью, сигнализаторы, телекоммуникационные устройства, субтитры и сурдоперевод);
• консультирование, обучение и сопровождение пациентов для повышения качества их образовательной, трудовой и социальной деятельности.
Филатов Олег Владленович, врач оториноларинголог УЗ «Островецкая центральная районная клиническая больница»