06.03.2024

Игровая зависимость и интернет-зависимость у детей и подростков: как распознать и как с этим бороться?

Многие родители беспокоятся о том, что их ребенок слишком много времени проводит за экраном компьютера, планшета или смартфона. Если ребенок не в силах отказаться от такого времяпровождения, стоит задуматься: возможно, у него уже сформировалась игровая зависимость или интернет-зависимость.

Что это такое и как с этими проблемами бороться?

О наличии зависимости можно говорить, если у ребенка есть навязчивая потребность в использовании гаджетов для игр или времяпровождении в интернет-пространстве. Сильнее всего подвержены развитию зависимости маленькие дети. Чем младше ребенок, тем быстрее у него развивается зависимость. В школьном возрасте игровой зависимости или зависимости от интернета подвержены неуверенные в себе дети, с проблемами в реальном общении. В подростковом возрасте подтолкнуть к времяпровождению в виртуальном пространстве могут трудности во взаимопонимании с родителями или противоположным полом.

В последнее время все чаще стали наблюдаться случаи развития зависимости к азартным играм, в том числе и компьютерным, наиболее уязвимыми в плане формирования такой зависимости являются подростки. В процессе формирования игровой и интернет-зависимости у детей и подростков четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Отсутствие родительского контроля также служит весомой причиной развития такой зависимости. Чаще всего родители перестают контролировать время пребывания своих детей в гаджетах в подростковом возрасте. В результате ребенок оказывается предоставлен сам себе и проводит много времени за компьютером или смартфоном, а новый, постоянно меняющийся контент, способен удержать у экрана надолго. Игры и интернет создают вид психологической зависимости, когда у ребенка теряется ощущение реальности, эмоции и общение он находит не в реальной жизни, а в виртуальном пространстве.

Чтобы вовремя распознать зависимость от игр и интернета, следует обратить внимание на следующее:

• Сколько времени проводит ребенок за экранами гаджетов. О наличии зависимости можно говорить, когда ребенок буквально не может оторваться от экрана и нарушает временные рамки пребывания в интернете или за игрой, поставленные родителями, а принудительное выключение гаджетов сопровождается скандалом.

• Ребенок «забывает» поесть, сидя за экраном компьютера или телефона, и имеет слабый аппетит.

• Ребенок не выполняет домашние задания, свои обязанности по дому, проводя все время в гаджетах.

• Ребенок берет смартфон или планшет в ванную комнату и туалет.

• Когда у ребенка забирают гаджет, он ищет способ выйти в интернет через другие устройства. А не имея доступа к играм или интернету, ребенок ведет себя капризно и не знает, как провести время.

• У ребенка начинаются проблемы с учебой (или развитием), ухудшение сна, аппетита, настроения вне игры или времени провождения в интернете.

Как бороться с зависимостью?

Будет сложно отучить ребенка от телефона, компьютера или планшета, если Вы сами так проводите большую часть времени. Первое, что нужно сделать ˗ показывайте детям на своем примере, что кроме времени провождения за экранами гаджетов, есть другие полезные дела, а также обязанности.

Нужно выработать правила, которых будут придерживаться все члены семьи без исключения. Например, нельзя пользоваться телефоном во время приема пищи за столом.

Также установите допустимое время, в которое ребенок может себе позволить сыграть в компьютерную игру или посидеть в интернете без ущерба для других, более важных дел (уроки, сон, еда, гигиена). Совсем запрещать ребенку проводить время в интернете или полностью ограничивать доступ к играм неразумно: это спровоцирует конфликт между Вами и ребенком, а для подростка запрет может и вовсе иметь обратный эффект. Разумеется, всегда нужно помнить о возрастном рейтинге игры, поскольку ребенок может быть не готов воспринимать ее содержимое.

Проанализируйте, от чего именно ваш ребенок больше всего зависит: игры, общение, социальные сети, знакомства, и предложите ему альтернативные занятия в реальности. Если у ребенка проблемы в общении с другими людьми ˗ выберите занятия, которые помогут ему наладить коммуникацию: театральный кружок, танцы, спорт.

Также важно:

• проявлять неформальный интерес к делам и увлечениям ребенка;

• поощрять занятия спортом, позитивные хобби;

• не запугивать последствиями сделанных ошибок, поощрять откровенность ребенка, его готовность поделиться наболевшим;

• поддерживать семейные традиции: собираться за одним столом за ужином, вместе отмечать семейные даты, праздники и т.д.;

• регулярно проводить совместно выходные, отпуска;

• быть эмоционально близкими друг другу, проявлять готовность выслушать, посочувствовать, поддержать, помочь и посоветовать;

• стараться создать в доме атмосферу любви и взаимопонимания.

Помните, как и любая другая зависимость, игровая зависимость и интернет-зависимость имеют прогрессирующую форму. Это означает, что со временем, если не предпринимать никаких действий, она будет только прогрессировать. Поэтому как игровая зависимость, так и интернет-зависимость требуют своевременного вмешательства родителей, психолога или врача-психотерапевта.

Ребенок, выросший в кругу любящей и поддерживающей семьи, имеет высокую устойчивость к формированию игровой зависимости.

Гродненская университетская клиника

врач ультразвуковой диагностики

Колосовская Александра Николаевна

поделиться в: