14.10.2025
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Важным периодом в формировании основ психики является ранний возраст, когда закладываются основы психического здоровья, происходит развитие и становление психической деятельности. 

Психологический климат в семье является важным фактором формирования здоровой психики у ребенка. В большинстве случаев в дружной, наполненной любовью и вниманием, семье растут воспитанные, уверенные в себе и общительные дети.

На психическое здоровье детей влияет и среда – сверстники в саду и школе, друзья во дворе и спортивных секциях. По мере взросления нагрузка на ребенка постепенно возрастает, и он нуждается в поддержке и понимании семьи даже больше, чем в раннем детстве.

К дисбалансу в психической деятельности приводят и современные тенденции раннего обучения, и школьные перегрузки, так как при внешних признаках взрослости сохраняется внутренняя социальная незрелость и инфантилизм.

Ранний возраст особо значим для становления личности и психического здоровья детей. Поскольку в раннем детстве именно мать играет самую важную роль в жизни ребенка, необходимо понимать, что дефицит общения и внимания, вызванный любыми причинами (выход на работу, рождение второго ребенка), негативно скажется впоследствии на психическом здоровье малыша. Но, с другойстороны, надо помнить, что слишком продолжительная опека также негативно сказывается на развитии и формировании необходимых для дальнейшей жизни знаний и навыков.

Также для психического здоровья детей и подростков немаловажную роль играет и отец, который является прообразом внешнего мира. Это особенно важно в моменты, когда по мере взросления уменьшается психологическая зависимость от матери.

Хотя самоубийство может показаться далеким от раннего детства, исследования показывают, что проблемы с психическим здоровьем часто начинают развиваться в молодом возрасте. Решение проблем эмоционального здоровья в раннем детстве может предотвратить более серьезные проблемы с психическим здоровьем в более позднем возрасте. Дети, которые испытывают эмоциональные проблемы, с большей вероятностью столкнутся с трудностями по мере взросления, включая борьбу с депрессией и тревогой, что может привести к более высокому риску самоубийства.

Когда мы говорим о психическом здоровье младенцев, мы имеем в виду то, насколько хорошо ребенок развивается, эмоционально благополучен и социально активен в течение первых трех лет жизни.

Психическое здоровье – это развивающаяся способность маленького ребенка:

  • переживать, регулировать и выражать эмоции,
  • формировать близкие и безопасные отношения,
  • исследовать окружение и обучаться.

Все эти способности лучше всего проявляются в контексте заботящегося окружения ребенка, которое включает в себя семью, сообщество и культуру.

Каковы признаки хорошего психического здоровья у ребенка?

Есть ряд признаков психического здоровья, которые может наблюдать у своего ребенка любой родитель, а также педиатр и другие воспитатели. Младенец от рождения до 12 месяцев:

  • плачет, воркует и улыбается,
  • смотрит на лица других людей
  • стремится к комфорту и принимает помощь от близкого человека
  • с радостью играет с близким взрослым,
  • проявляет любопытство к другим людям.

Ребенок в возрасте от 12 до 18 месяцев:

  • с энтузиазмом исследует окружающий мир,
  • проявляет интерес к другим людям,
  • громко смеётся,
  • наслаждается книгами, песнями и простыми играми,
  • выражает множество чувств – грусть, счастье, страх, гнев и т.д.

Ребенок в возрасте от 18 месяцев до 3 лет:

  • проявляет застенчивость в незнакомых местах,
  • улыбается и смеётся уместно ситуации,
  • наслаждается простыми книгами и играми,
  • играет с другими людьми,
  • начинает протестовать и говорить «нет»,
  • выражает множество чувств – грусть, счастье, страх, гнев и т.д.,
  • может использовать одеяло или игрушку для комфорта, когда расстроен.

Дошкольник в возрасте от 3 до 5 лет:

  • проявляет чувства к близким людям – обнимает, говорит «люблю»,
  • выражает множество чувств – грусть, счастье, страх, гнев и т.д.,
  • прислушивайтесь к мягким напоминаниям,
  • принимает изменения в распорядке дня,
  • пробуйте что-то новое,
  • проявляйте любопытство к людям и вещам,
  • придумывает воображаемые игры и получает удовольствие от воображаемой игры с другими,
  • задаёт много вопросов: кто, что, где, когда, почему, как.

Важную роль в развитии уверенности в себе играет вашавера в своего ребенка. Вам необходимо показать ему, что он является важным чле­ном семьи и значит для вас больше, чем все связанные с ним проблемы.

 

Татьяна Сергеевна Валюк, психолог ж/к ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно»

 

поделиться в: