24.09.2025
Эмоции — внутренняя система оповещения, которая информирует человека о внутреннем и внешнем балансе или дисбалансе.

Эмоции — внутренняя система оповещения, которая информирует человека о внутреннем и внешнем балансе или дисбалансе.

Эмоции играют важную роль в гармоничном развитии личности. Каждый день, каждую минуту человек ощущает какую-то эмоцию и, даже если мы не осознаем это, они влияют на наше поведение, помогают ориентироваться в окружающем мире и оценивать ситуацию, показывают, хорошо ли для нас то, что сейчас происходит, или нет.

Эмоции детей — важная тема, в которой точно стоит разобраться. Приступим. Чем младше возраст ребенка, тем ему сложнее «считывать» эти сигналы и чаще всего он даже не осознает, что с ним происходит и что он чувствует.

Существуют четыре базовых эмоции: радость, страх, гнев и грусть. Они живут в теле и проявляются в определенных ее участках. Из сочетания четырех базовых эмоций, телесных ощущений и мыслей образуются чувства —беспокойство, безмятежность, бессилие, грусть, досада, злость, любовь…Список можно продолжать до бесконечности!

 Значимость эмоций в жизни человека выражается через их функции, среди которых в психологии принято выделять следующие:

  1. Адаптация в любой ситуации.

«Приятные» (нет плохих и хороших эмоций, они все нам нужны, все они наши учителя и помощники) эмоции дают силы, энергию, укрепляют связи между близкими и друзьями.Менее «приятные» эмоции — дают силы преодолевать препятствия, справляться с трудностями, избегать опасности, учиться на своих ошибках.

  1. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при помощи страха повышает способность к бегству (чрезмерная доза адреналина может привести к обратному эффекту — ступор).Понижение порога ощущенияпри тревоге помогает распознать угрожающие стимулы.
  2. Оценочная функция. Эмоции — это особый тип автоматической оценки, в ходе которой мы ощущаем, что происходит что–то важное для нашего благополучия. Эмоция позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будут определены вид и локализация воздействия.
  3. Коммуникативная. Эмоции активно участвуют в общении, поэтому эмоциональная экспрессия является основным содержанием невербальной коммуникации. Мимика, жесты, позы, интонация выражают эмоциональные состояния и позволяют информировать другого человека или животного об отношении к явлениям, объектам, о наличии определенных потребностей и состояний. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь.
  4. Раскрывают неудовлетворенные потребности ребенка. Главная задача эмоций состоит в том, чтобы информировать нас о текущем состоянии и наших потребностях. На какие «сигналы» стоит обращать внимания родителям:
  • Агрессивное поведение у ребенка;
  • Истерики;
  • Демонстративное поведение;
  • Наоборот, слишком «послушное» поведение.

Все эти нарушения поведения являются причинами неудовлетворения потребностей ребёнка. Можно выделить такие важные потребности человека, но это далеко не полный перечень. Человеку нужно:

  • Чтобы его любили, понимали, признавали, уважали;
  • Чтобы он был кому–то нужен и близок
  • Чтобы у него был успех — в делах, учёбе, на работе;
  • Чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться.

В основе всех перечисленных потребностей лежит самая важная — это отражение ребенка в глазах значимого человека. Я — есть! Я — существую!

Родителям важно научиться принимать детей такими какие они есть и любить безусловной любовью!

 

А.Е.Мирон, психолог диспансерного психо-наркологического отделения (для детей) УЗ «ГОКЦ «Психиатрия-наркология»

поделиться в: