22.09.2025
Стресс — это общая (неспецифическая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, которая носит защитный характер и направлена на приспособление организма к существованию в новых условиях.

Стресс — это общая (неспецифическая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, которая носит защитный характер и направлена на приспособление организма к существованию в новых условиях.

Стресс сам по себе очень важен для выживания. Кратковременный, в малых дозах, он способствует активации резервных возможностей человека, помогает выработать новые реакции, обучает, обеспечивает прогресс и эволюцию.

Длительное же пребывание в стрессовой ситуации, связанное со стойкими отрицательными переживаниями, наоборот, «изматывает» организм, вызываетнарушение его функций, способствует возникновению новых или обострениюхронических болезней, ухудшает психоэмоциональное состояние.

Стресс имеет место в жизни не только взрослого, но и ребенка.  Так, например, у малышей источником стресса является длительная разлука с мамой,изменения в ежедневном распорядке, болезнь. У дошкольниковможет стать стрессом и вызвать беспокойство поступление в детский сад, ссоры родителей, частая смена обстановки.

Умладших школьников потенциальными источниками стресса являются школьные, семейные, социальные проблемы: развод родителей, переезд семьи, расставание с друзьями, смерть питомца, резкие перемены в распорядке дня, отсутствие досуга, давление со стороны сверстников, начало и конец учебного года.

Для подростка потенциальными стрессовыми ситуациями являются переезды, сбивающие темп жизни, необходимость вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе, сдача экзаменов, частые ссоры родителей, смерть близких и родных людей, физические особенности, негативный опыт общения с противоположным полом.

Стресс у детей могут вызвать и мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору и интернету, слышат разговоры о стихийных бедствиях, пандемиях, войнах, терроризме - могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

Дети уязвимы и в ситуации экологического стресса: при увеличении загрязнения воздуха, резких изменениях погодных условий, колебаниях температуры и атмосферного давления, снижении качества воды, нехватке экологически чистого продовольствия, мощного воздействия токсинов.

Если взрослый может прямо сообщить о том, что он находиться в стрессовом состоянии, то дети чаще показывают проблемуна эмоциональном, поведенческом и соматическомуровне.  Наиболее распространенные поведенческие и эмоциональные проявления стресса у детей - частые слезы, отстраненность, необъяснимая агрессии. При соматическом типе реагирования на стресс у детей появляются многочисленные жалобы на состояние здоровья, при этом медицинские обследованияне подтверждают болезни.

Признаки стресса у детей и подростков:

  • нарушение сна: бессонница, избыточный сон, ночные кошмары, снохождение,скрип зубами во сне (или наяву);
  • проблемы с едой (дети становятся избирательными в еде, капризничают);
  • проблемы с весом (избыточный или недостаточный вес);
  • частый плач без повода;
  • повышенный травматизм;
  • безразличие;
  • нервные тики – подергивание век, непроизвольное подмигивание;
  • появляетсяпривычка грызть ногти;
  • мочеиспускание в постель (особенно у старших детей);
  • нечеткая дикция, заикание;
  • трудности с концентрацией внимания, быстрая утомляемость;
  • жалобы на усталость;
  • возврат к поведению более раннего возраста;
  • неуспеваемость в школе – особенно при хорошей успеваемости прежде;
  • жестокое отношение к животным, людям;
  • воровство;
  • побеги из дома;
  • беспричинное ломание вещей, вандализм;
  • постояннаяложь;
  • вспышки ярости;
  • чрезмерная мечтательность;
  • стремление делать все абсолютно правильно или неправильно;
  • употребление наркотиков;
  • чувство безнадежности;
  • отношение к себе как к глупому или неспособному;
  • заявления типа «я хочу умереть», или «я жалею, что родился»;
  • излишние страхи;
  • потеря друзей;
  • отвержение со стороны сверстников;
  • неучастие в коллективных делах.

Любые негативные изменения в поведении ребенка/подростка, его эмоциональном состоянии, в том числе состоянии здоровья, требуют внимания со стороны родителей. Необходимо разобраться, какая ситуация или информация является травматичной для ребенка/подростка,с какими переживаниямиребенокне может справитьсяи что было бы для него хорошим решением.

Важно увидеть, почувствовать «замаскированный» призыв ребенка/ подростка о помощи и ненавязчиво, тактично помочь ему преодолеть стрессовую ситуацию. Для этого родителям самим надо быть в ресурсном состоянии. Находящемуся в стрессе или депрессии взрослому сложнее помочь находящемуся в стрессе ребенку/подростку.

Необходимо помнить: если семья не может самостоятельно справиться со стрессом, то она может обратиться к специалистам и получить комплексную (медицинскую и психологическую) помощь и содействие в решении возникших на ее пути трудностей.

 

О.В.Орехво, психолог

УЗ «Гродненский ОЭД»

поделиться в: