В современном быстро меняющемся мире профессиональное выгорание стало широко распространенной проблемой.
Профессиональное выгорание — истощение эмоциональных и умственных ресурсов. Это особый тип стресса, а не просто переутомление. Часто такое состояние — затяжное.
Выгорание приводит к нежеланию расти по карьерной лестнице, частым ссорам в коллективе, больничным, снижению эффективности сотрудников и авторитета руководителя.
Этому синдрому подвержены те, кому на работе приходится много общаться: учителя, консультанты, менеджеры по продажам. И те, кто спасает чужие жизни, — врачи, пожарные, спасатели. Еще выгорание связано с чертами характера. Например, перфекционизмом или гиперответственностью.
Чтобы избежать затяжного стресса, обращайте внимание на симптомы. Тревожный звоночек: вы не высыпаетесь и чувствуете себя уставшими даже после выходных, постоянно раздражаетесь. Плохо концентрируетесь — задачи вылетают из головы, трудно браться за работу, всё время что-то отвлекает. Хуже выполняете привычные обязанности — забываете перезвонить, отправить письмо или выставить счет. Испытываете постоянное недовольство и раздражение — из-за разговоров коллег, просьб и решений руководителя. Не хотите брать новые задачи. Не уделяете время хобби, семье, друзьям. Болит голова, обостряются хронические болезни, появляются учащенное сердцебиение, одышка, головокружение или обмороки, проблемы с желудком.
Как бороться с выгоранием самостоятельно
👉 Обращайте внимание на чувства. Если просьбы коллег раздражают — возможно, вы не готовы взвалить на себя еще больше обязанностей. Когда действия начальника кажутся несправедливыми, подумайте, почему вы так реагируете и что можно изменить.
👉 Выстройте личные границы. Часто переработки возникают из-за того, что трудно отказать коллегам или начальнику. Кажется, все решат, что вы не справляетесь или отлыниваете от работы. Поэтому приходится брать больше задач. Если у вас завал — честно скажите об этом. Объясните руководителю, на что уходит много времени и сил.
👉 Найдите хобби. Не превращайте работу в единственное занятие в жизни. Ежедневно уделяйте время чему-то еще. Если устаете от умственной деятельности, займитесь спортом. Много двигаетесь на работе — начните изучать английский. Не готовы к таким подвигам — изучите новые рецепты. Устали от саморазвития — смотрите сериалы и читайте художественную литературу.
👉 Не берите работу на дом и не задерживайтесь. Иногда всем приходится задерживаться, потому что задача действительно важная, а сроки горят. Но не делайте это каждый день. Оставляйте время на личные дела.
👉 Заботьтесь о здоровье. Одна из стадий выгорания — когда работник перестает думать о себе. Не прерывается на обед, ложится поздно из-за несданного отчета, откладывает визит к врачу из-за нехватки времени. Приучите себя не ставить работу выше здоровья. Обедайте, высыпайтесь, иначе организм даст сбой. На лечение гастрита, бессонницы и других проблем уйдет много времени.
👉 Обращайтесь за помощью. Если кажется, что вы не справляетесь с работой, будьте честны: поговорите с руководителем . Коллеги помогут советом или заберут у вас часть нагрузки.
Профилактика профессионального выгорания
✅ Соблюдайте ритуалы. Чтобы день не состоял из одних только рабочих задач, наполните его маленькими приятными ритуалами. Например, выделите полчаса утром на медитацию или йогу. Читайте перед сном книгу. Или гуляйте в обед, чтобы переключить мысли с работы на другие вещи.
✅ Слушайте музыку. Музыка положительно влияет на нервную систему, поэтому проигрывайте хотя бы пару любимых треков ежедневно. Если неудобно слушать музыку на работе — включайте по пути в офис или домой.
✅ Ставьте себя на первое место. Берите дополнительный проект, подставляйте плечо коллегам или задерживайтесь в офисе, когда это действительно важно. Если необходимость ежедневная — это проблема: учитесь отказывать.
✅ Расставляйте приоритеты. Не пытайтесь выполнить все дела за один день, чтобы начальник был доволен. Расставляйте задачи по важности и занимайтесь только теми, у которых наивысший приоритет.
Что еще поможет не выгореть:
- смена деятельности — чередуйте монотонные и творческие задачи;
- принятие, что нельзя всё время быть лучшим: ошибки на работе случаются у каждого, не стоит проявлять излишний перфекционизм;
- короткие перерывы — между задачами позволяйте себе выпить кофе и не заходить в рабочие чаты, поболтать пару минут с коллегой;
- отдых, сон и спорт.
Берегите себя и своих близких!
Врач-психотерапевт ЖК № 1 ГУЗ «Городская поликлиника № 1 г. Гродно» Кивейша Д.Ю.