Аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место: стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.
Неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте 2—3 лет в период первого возрастного криза. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако, в большинстве случаев, они остаются в той или иной степени заметными. Чаще всего случается так, что дети, подрастая, становятся подростками аутистами, а затем взрослыми аутистами.
Распространенность аутизма
Специалисты считают, что на сегодняшний день данное расстройство есть примерно у каждого сотого ребенка, причем среди мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. Реальные причины роста заболевания во всем мире до сих пор точно не изучены.
Основные симптомы и признаки, на которые следует
обратить внимание
Дети до 2-х лет
- Ребенок не смотрит в глаза и лица родителей
- Редко улыбается
- Не откликается на свое имя
- Нет привязанности к матери (дома она или нет, не плачет, не ждет)
- Задержка в развитии речи
- Агрессия по отношению к другим детям, не играет с ними
- Играет одной игрушкой, в одиночестве, не проявляя интерес к другим детям
- Неадекватная реакция на незначительные раздражители, не замечая иногда громкие звуки.
Дошкольный возраст
Сохраняются предыдущие симптомы аутизма и проявляются другие:
- К 3-4 годам знает несколько слов или совсем не разговаривает
- Повторяет один и тот же звук или слово
- Причинят вред самому себе (царапает кожу, вырывает клочья волос и т.д.)
- Не стремится к общению, не поддерживает беседу
- Смена привычной обстановки вызывает беспокойство
- Ребенок придерживается определенных стереотипных действий.
Школьный возраст
- Новые навыки осваиваются с трудом
- Дети не способны научиться читать или писать
- У некоторых детей проявляется интерес к определенному роду деятельности (рисование, музыка, математика).
Особенности подросткового периода
- Подростки приобретают элементарные навыки общения с другими людьми, однако стремятся к одиночеству
- Период полового созревания протекает намного сложнее, чем у обычного подростка: ребенок проявляет агрессию, возможно развитие депрессии, тревожных расстройств или эпилепсии.
Взрослые
- Скудная жестикуляция и мимика
- Непонимание элементарных правил общения:
- пристально смотрит в глаза собеседнику, либо избегает зрительного контакта
- слишком близко подходит к собеседнику либо, отходит на слишком большую дистанцию
- говорит или слишком громко или слишком тихо и т.д.
- Не понимает намерений, чувств, эмоций другого человека
- Речь без эмоции, напоминает разговор робота
- Трудности строить дружеские и романтические отношения
- Не осознает, что своим поведением может обидеть
- Скудный словарный запас
- Уверенность только в обычной обстановке, перемены вызывают переживания
- Привязанность к определенным предметам и местам.
Аутизм обычно сочетается с другими нарушениями:до 50% людей с РАС имеют сопутствующую умственную отсталость; часто у них имеются расстройства моторики и координации; проблемы с желудочно-кишечным трактом; нарушения сна; особенности восприятия информации; трудности с концентрацией внимания и раздражительность.
Диагностика аутизма
Диагноз устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов характерных для данного расстройства.Основу диагностики аутизма составляют три ключевых признака, известные как триада Лоры Винг:
- качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия;
- качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения;
- крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.
Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и помощи.
Помощь при аутизме
Помощь требует индивидуального подхода к каждому ребенку и зависит от выраженности его симптоматики, наличия сопутствующих аутизму нарушений и расстройств.
Есть дети, которые нуждаются в интенсивной помощи т.к. не обладают основными навыками социального поведения, необходимого в социуме, не умеют говорить.
Многие из детей могут самостоятельно обучаться сложным умениям и навыкам, но при этом нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в школе и дома, нежели в интенсивной терапии.
При необходимости специалисты могут назначать лекарственные средства, действие которых направлено на снижение выраженности проблем поведения (гиперактивность, раздражительность) или влияющих на сон, работу желудочно-кишечного тракта, при неврологических нарушениях. Однако, стоит отметить, что не существует лекарств, прямо влияющих именно на симптомы аутизма.
Поведенческая терапия, на сегодняшний день, признана как наиболее эффективный метод коррекции аутистических расстройств. Программы развития детей, основанные на поведенческой терапии, особенно эффективны при условии рано поставленного диагноза и рано начатой помощи.
А.Р.Амброжевич, врач клинической лабораторной диагностики (заведующий) УЗ «Гродненский ОЭД»