Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из самых распространенных психоневрологических расстройств.
СДВГ обусловлен незрелостью определенных зон головного мозга, которые отвечают за функцию контроля над поведением: за способность временно «притормаживать» свои «импульсы» – то есть желания, чувства, – чтобы остановиться и подумать о возможных последствиях своих действий, согласовать их с социально принятыми правилами, желаниями и чувствами других людей, – и только тогда действовать наиболее адекватным для ситуации образом. У детей с СДВГ эта тормозная, контролирующая и организующая функция коры головного мозга не развита соответственно возрасту. Вследствие этого их поведение часто бывает проблемным, что отражается на отношениях с родителями, способности успешно учиться в школе, быть в коллективе ровесников, в конце концов, страдает их собственная самооценка. Что нужно знать родителям о синдроме гиперактивности с дефицитом внимания и как построить общение с ребенком, чтобы помочь ему преодолеть указанные трудности и адаптироваться в социуме?
Основные проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ проявляется в:
- невозможности сосредоточиться на деталях, выполнить задание без ошибок;
- неспособности вслушиваться в обращенную речь;
- забывчивости;
- неспособности доводить выполняемую работу до конца;
- неспособности организовать свою деятельность;
- рассеянности, отвлекаемости;
- избегании работы, требующей усидчивости;
- частой потери предметов, необходимых для выполнения заданий (карандаши, ручки, линейки, ластики и т.д.).
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Ребенок:
- бесцельно бегает, ёрзает, карабкается.
- вскакивает с места без разрешения;
- не может играть в тихие игры;
- суетлив, не может сидеть спокойно;
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ. Ребенок:
- выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
- часто перебивает говорящего;
- не может дождаться своей очереди;
- конфликтный, бурно выражает своё недовольство.
Данные особенности поведения появляются в возрасте от 3-х до 7 лет, обнаруживаются не меньше, чем в двух сферах деятельности (дома, в играх, учёбе), продолжаются более 6-и месяцев.
Как же родителям найти подход к гиперактивному ребенку?
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтоб он мог его завершить.
- Говорите сдержано, спокойно, мягко (окрики возбуждают ребенка).
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных шумных приятелей.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
Детям с СДВГ можно помочь! Современные методы психологической помощи и медикаментозной терапии, грамотно примененные в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами, могут существенно уменьшить поведенческие проблемы ребенка, помочь ему полноценно развиваться и реализовать себя в этом мире.
Основные формы помощи:
- информация для родителей об СДВГ и обучение основным методикам управления поведением ребенка положительным образом;
- групповые психологические тренинги для детей;
- консультирование учителей/воспитателей учебного заведения, которое посещает ребенок, относительно методов управления поведением ребенка и содействия его успешному обучению и социальному развитию;
- медикаментозная терапия;
- видеотренинг общения между родителями и ребенком;
- психотерапия для ребенка/семьи.
Если данная тема актуальна для Вашей семьи и Вы нуждаетесь в помощи, Вы можете получить подробную информацию об оказании психологической помощи ребенку по телефонам:
- (80152)39-83-44 – регистратура диспансерного отделения (для детей) УЗ «ГОКЦ» «Психиатрия-наркология».
В Центре круглосуточно работает служба экстренной психологической помощи – 170 E-MAIL:
- HELP170@MAIL.RU;
- SKYPE: HELP170
ГРУППА В VK: ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 170 (vk.com/public77008452)
САЙТ: 170.BY; www.mmc.grodno.by.
Помните: ваше спокойствие - пример для ребёнка!
Барсукевич Т.Н., психолог ГУЗ «Городская поликлиника №5 г. Гродно»