«Непоседливый», «болтливый», «легко отвлекается», «носится как заведенный», «отвечает, не услышав вопрос», «ему трудно удерживать внимание», «он постоянно что-то теряет»... Все больше родителей так говорят о своих детях, называют таких детей «гиперактивными» и часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.
Однако окончательный диагноз гиперкинетического расстройства может быть выставлен только врачом-психиатром.
Что же характерно для гиперактивного ребенка?
- Невнимательность
- Ребенок не обращает внимания на детали, из-за небрежности допускает нелепые ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто не слушает, когда к нему обращаются.
- Часто не заканчивает начатого занятия.
- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности (несобран, неорганизован).
- Часто избегает или даже отказывается выполнять задания, требующие длительного умственного напряжения и повышенного внимания.
- Часто теряет вещи, путает расписание, забывает приносить на занятия необходимые тетради, книги.
- Легко отвлекается на все, что происходит вокруг.
- Часто забывает выполнять каждодневные процедуры (например, личной гигиены).
Гиперактивность
- Часто беспокойно двигает руками или ногами, ерзает на месте.
- Покидает свое место в классе или в другом месте, не может усидеть.
- Часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным, забирается без необходимости на высокие предметы (деревья, забор и др.).
- Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Всегда находится в движении, ведет себя так, «как будто у него приделан моторчик».
Для диагностики необходимо наличие 3 симптомов из 5 на протяжении не менее 6 месяцев.
Импульсивность
- Часто отвечает поспешно и необдуманно, не дожидаясь окончания вопроса.
- С трудом дожидается своей очереди.
- Часто «врывается» в разговор взрослых или игру других детей.
- Чрезмерно разговорчив, без адекватной реакции на социальные ограничения.
Некоторые симптомы невнимательности, импульсивности, и гиперактивности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до 7 лет.
Не следует говорить о гиперактивности ребенка в возрасте ранее 5 лет, так как это может быть в рамках нормального развития.
Диагнозом СДВГ становится только в том случае, если у ребенка нарушается функционирование в двух и более областях его жизни: дома, в дошкольном учреждении, школе, спортивной секции и т. п.
Более половины детей с СДВГ учатся хуже своих возможностей, т. к. у 40-60 % из них в силу особенностей организации когнитивных функций имеются расстройства приобретения школьных навыков (дислексия, дискалькулия, дисграфия). Возможные нарушения дисциплины обусловлены тем, что требования к ребенку с СДВГ порой превышают его возможности. Дерзкое, противоречивое поведение вызывает конфликт и нелюбовь окружающих, усиливает стресс и усугубляет проявления социальнойдезадаптации.
Если данная тема актуальна для Вашей семьи и Вы нуждаетесь в помощи, Вы можете получить подробную информацию об оказании помощи ребенку по телефонам:
-(80152)39-83-44 – регистратура диспансерного отделения (для детей) УЗ «ГОКЦ «Психиатрия-наркология».
В Центре круглосуточно работает служба экстренной психологической помощи – 170 E-MAIL: HELP170@MAIL.RU; SKYPE: HELP170
ГРУППА В VK: ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 170 (vk.com/public77008452)
НАШ САЙТ: 170.BY; www.mmc.grodno.by.
Шостко Н.Н., внештатный специалист ГУЗО по детской психиатрии и наркологии, врач-психиатр-нарколог, заведующий диспансерным психо-наркологическим отделением УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология»