26.06.2024
«Непоседливый», «болтливый», «легко отвлекается», «носится как заведенный», «отвечает, не услышав вопрос», «ему трудно удерживать внимание», «он постоянно что-то теряет»...

«Непоседливый», «болтливый», «легко отвлекается», «носится как заведенный», «отвечает, не услышав вопрос», «ему трудно удерживать внимание», «он постоянно что-то теряет»... Все больше родителей так говорят о своих детях, называют таких детей «гиперактивными» и часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.

Однако окончательный диагноз гиперкинетического расстройства мо­жет быть выставлен только врачом-психиатром.

Что же характерно для гиперактивного ребенка?

  1. Невнимательность
  2. Ребенок не обращает внимания на детали, из-за небрежности до­пускает нелепые ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  3. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  4. Часто не слушает, когда к нему обращаются.
  5. Часто не заканчивает начатого занятия.
  6. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного вы­полнения заданий и других видов деятельности (несобран, неорганизован).
  7. Часто избегает или даже отказывается выполнять задания, тре­бующие длительного умственного напряжения и повышенного внимания.
  8. Часто теряет вещи, путает расписание, забывает приносить на за­нятия необходимые тетради, книги.
  9. Легко отвлекается на все, что происходит вокруг.
  10. Часто забывает выполнять каждодневные процедуры (например, личной гигиены).

 

Гиперактивность

  1. Часто беспокойно двигает руками или ногами, ерзает на месте.
  2. Покидает свое место в классе или в другом месте, не может усидеть.
  3. Часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным, забирается без необходимости на высокие предметы (дере­вья, забор и др.).
  4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Всегда находится в движении, ведет себя так, «как будто у него приделан моторчик».

Для диагностики необходимо наличие 3 симптомов из 5 на протяже­нии не менее 6 месяцев.

Импульсивность

  1. Часто отвечает поспешно и необдуманно, не дожидаясь окончания вопроса.
  2. С трудом дожидается своей очереди.
  3. Часто «врывается» в разговор взрослых или игру других детей.
  4. Чрезмерно разговорчив, без адекватной реакции на социальные ограничения.

Некоторые симптомы невнимательности, импульсивности, и гиперактивности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до 7 лет.

Не следует говорить о гиперактивности ребенка в возрасте ранее 5 лет, так как это может быть в рамках нормального развития.

Диагнозом СДВГ становится только в том случае, если у ребенка нарушается функционирование в двух и более областях его жизни: дома, в дошкольном учреждении, школе, спортивной секции и т. п.

Более половины детей с СДВГ учатся хуже своих возможностей, т. к. у 40-60 % из них в силу особенностей организации когнитивных функций имеются расстройства приобретения школьных навыков (дислексия, дискалькулия, дисграфия). Возможные нарушения дисциплины обусловлены тем, что требования к ребенку с СДВГ порой превышают его возможности. Дерзкое, противоречивое поведение вызывает конфликт и нелюбовь окружающих, усиливает стресс и усугубляет проявления социальнойдезадаптации.

Если данная тема актуальна для Вашей семьи и Вы нуждаетесь в помощи, Вы можете получить подробную информацию об оказании помощи ребенку по телефонам:

-(80152)39-83-44 – регистратура диспансерного отделения (для детей) УЗ «ГОКЦ «Психиатрия-наркология».

В Центре круглосуточно работает служба экстренной психологической помощи – 170 E-MAIL: HELP170@MAIL.RU; SKYPE: HELP170

ГРУППА В VK: ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 170 (vk.com/public77008452)

НАШ САЙТ: 170.BY; www.mmc.grodno.by.

 

Шостко Н.Н., внештатный специалист ГУЗО по детской психиатрии и наркологии, врач-психиатр-нарколог, заведующий диспансерным психо-наркологическим отделением УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология»

поделиться в: